Фундаментальные выводы этих научных направлений дают возможность представить взаимодействие природных и общественных систем во всем их многообразии на разных уровнях организации материи целостным процессом энергоинформационного обмена в природе и обществе. Системное распространение принципов энергоинформационного обмена на исследование явлений позволит, на наш взгляд, сделать новый шаг в разработке холистических рабочих моделей в уфологии. Применительно к уфологии эти принципы можно сформулировать следующим образом: а) Принцип квантовой относительности. Любой макрообъект обладает квантовыми свойствами на каждом уровне организации материи, что позволяет описывать данный объект, используя аналоги аппарата понятий квантовой механики. Это дает возможность отразить полиморфизм, фазовые переходы НЛО и прочие свойства, характерные для квантовых систем в макромире. б) Принцип нелокальных связей. В общем случае квантовые системы имеют локальные и нелокальные связи. Примером первых могут служить обычные электромагнитные волны, которые имеют конечную скорость, затухают с расстоянием и экранируются средами. Нелокальные связи не зависят от разделения и положения систем в пространстве, возмущения в них передаются мгновенно, не экранируются средой и сила их не убывает с расстоянием, т.е. система с такими связями делокализована в пространстве и времени (находится "везде") и может проявляться в любой точке в зависимости от смысловой динамики системы (сознания, воли и т.п.). Относительно НЛО это принцип может быть применим при изучении их движения и "контактного" взаимодействия с человеком. в) Принцип саморегулирующегося взаимодействия. Для достижения возможных обоюдных изменений взаимодействующие системы (например, человек - НЛО) используют внутреннюю организацию своих структур и межсистемных связей. Результатом такого развития структур и связей является появление резонанса между системами, который определяется уровнем их энергоинформационной неравновесности. Этот класс процессов характерен для всех явлений НЛО, в том числе и в контактах с человеком, т.к. при этом происходит резонансное формирование субъективных психофизических связей с объектом ("корреспондентом" и т.п.). г) Принцип индивидуальности нелинейных резонансов. Он тесно связан с предыдущим и говорит о том, что любое взаимодействие с НЛО происходит по правилам, близким к закономерностям многопараметрического нелинейного резонанса, при котором частотные составляющие волновых процессов, порождаемых одной системой, совпадают с внутренними ритмами нелинейных автоволновых процессов другой системы. Эффективность резонанса растет с увеличением количества совпадающих параметров, а с некоторого порогового уровня начинает выполняться правило "замок-ключ", и воздействие на систему приобретает адресно-целевой характер, что объясняет всегда индивидуальную форму контакта с НЛО. д) Принцип вариабельности топологии пространства-времени. Этот принцип рассматривает пространство-время как совокупность иерархически связанных систем дискретных элементов пространства-времени, каждая из которых может представлять собой некий уровень либо целый мир. Характер взаимосвязи между этими мирами зависит от эволюционно-динамических процессов, происходящих в них. Миры или уровни, ранее не связанные между собой, могут соединяться спонтанно и, наоборот - такие связи могут быть разорваны. Изучение НЛО в аспекте этого принципа может быть продуктивным, если допустить, что неравномерность процессов на Земле приобретает такой характер, что разные уровни начинают взаимодействовать между собой по вертикали, а миры либо рвут, либо создают каналы, через которые к Земле идет обратная волна отражения. е) Принцип множественности. Одним из следствий принципа вариабельности является принцип параллельности других пространств, в основе которого лежат поисковые концепции современной науки о неравномерности физического вакуума и эфиродинамической его структуры. Неравномерность вакуума проявляется в том, что в каких-то его областях образуются домены, которые могут быть резонансно взаимосвязаны между собой. Мы вправе предполагать, что такие области могут проникать друг в друга и взаимодействовать. Таким образом, если в силу своей деятельности мы начинаем влиять на резонансные составляющие таких процессов, то волна обратной связи может инициировать различные взаимодействия, включая и контакты. ж) Принцип иерархии внутренних времен. Предполагается, что классическое представление о времени как параметре, о "настоящем" как о точке на временной оси непригодно при описании хода необратимых процессов в неравновесных системах. Этот принцип предлагает трактовать время как меру необратимости развития событий на каждом уровне организации материального мира (работы И. Пригожина). Другими словами, настоящее на нашей временной оси реализуется взаимодействием (взаимопроникновением) временных потоков прошлого и будущего более высоких уровней организации в энергоинформационном обмене. На основании этого мы можем по-новому оценить информацию "контактёров" о парадоксе времени, который они повсеместно фиксируют как следствие пребывания в аппаратах НЛО. Комплексное применение этих и других принципов позволяет с известной полнотой и на современном научном уровне исследовать и объяснять многие характеристики и необычные свойства НЛО. Разрабатывая подходы и методологию изучения феномена НЛО, мы должны ясно представлять себе цели, во имя которых предпринимаются эти усилия. И здесь опять вынуждены обратиться к размышлениям о смысле своего существования. Сегодня нет социального института, который мог бы дать ясный ответ на вопрос о смысле существования человечества и его целях. Наука, не желая ничего знать о том, что лежит по ту сторону исследуемого ею материального мира, не может продвинуться дальше в понимании феномена человечества. Существование человеческой души находится вне парадигмы научного познания. Технологическое развитие далеко превосходит духовное развитие человечества. Материальный мир, в котором мы живем, это только малая часть существующего бытия и, если мы не познаем основные законы взаимодействия космического разума и человека, то мы будем постоянно принимать ложные решения и загонять себя в опасные тупики. В этой связи, нарастающую активность НЛО можно рассматривать как факт реакции космоса и привлечения им внимания к кризису цивилизации на планете Земля. Эти соображения еще раз были приведены лишь для того, чтобы сделать попытку наиболее адекватно определить задачи уфологии в сложившейся ситуации. Нам хотелось бы понять, что делает космос на Земле, в чем состоит его задача, какова интегральная концепция этих процессов и, соответственно, как должны складываться взаимоотношения земного человечества и космоса? К сожалению, мы должны признаться, что по уровню своего научного потенциала человечество на современном этапе не в состоянии решить такую задачу. Для этого необходима серьезная подготовка общества и решительный поворот его в сторону изучения проблем взаимодействия человека и космоса. С позиции представлений об энергоинформационном обмене в природе и обществе активизация проявлений НЛО ведет, в определенном смысле, к эмоционально-энергетической "накачке". В этом аспекте можно говорить о новом факторе - "раскачке" психофизической реальности. С одной стороны, это ведет к разрушению устоявшихся структурных связей в ноосфере, а, с другой стороны, выполняет некие регулирующие функции. Мы не можем игнорировать тот факт, что со стороны космоса на человечество идет огромный поток информации, который транслируется на его коллективное бессознательное. В направлении психофизического понимания феномена НЛО активизация базовых структур коллективного бессознательного (с проекцией его на сознание человека) могла бы быть одним из основных методов нетрадиционного подхода к изучению НЛО. Эта разработка приобретает особую актуальность в настоящее время, когда мы становимся свидетелями массового выхода людей на контакт. Разнородность и противоречивость "контактной" информации можно объяснить не только разным уровнем развития "контактёров", но и многообразием базовых структур коллективного бессознательного (Прангашвили "Бессознательное", Налимов "Непрерывность против дискретности в языке и мышлении"). Однако, нельзя исключить и такую мысль, что разнородность информации является следствием множественности разумных миров, каждый из которых в рамках своей эволюции и своего уровня познания транслирует информацию в нашу ноосферу, преследуя свои цели. В заключение, еще раз выделим те важнейшие проблемы, на которые мы хотели обратить внимание в этой статье. 1) Технология жизнеобеспечения нашей цивилизации подошла к рубежу максимальной оппозиции к природе. В своих действиях человечество достигло максимального уровня отрицания разума, и космос, по нашему мнению, начинает активно реагировать на негативные процессы. Появляется масса "учителей", "мессий", "контактёров", через которых на планету направляется гигантский поток другого сознания. Внедряются идеи, которые выходят пока за рамки человеческого понимания. В массе людей раскрываются способности, которыми раньше обладали только единицы. Наблюдается резкое усиление активности НЛО. В аспекте изучения НЛО все это заставляет нас определить уфологию как усиливающийся процесс взаимодействия космоса с человеком. 2) Перенесение акцента с эмпирического метода изучения НЛО на процесс познания глубинных законов взаимодействия человека и космоса побуждает нас сформулировать ряд требований и сделать попытку разработать методологию изучения явлений НЛО, опираясь при этом на понятия и представления об энергоинформационном обмене в природе и обществе. Последние достижения квантовой физики, кибернетики, трансперсональной психологии и многих других наук лежат в основе этого подхода. 3) Стремление осмыслить явления НЛО под новым углом зрения приводит нас к пониманию того, что, наряду с традиционными методами изучения НЛО, приобретает первостепенное значение психофизическая концепция в исследовании этого явления. Обобщение накопленного опыта и анализ множества уфологических проблем позволили сформулировать "Базисные направления уфологии". В развитие этой программы в конце 1990 года нами разработана комплексная Рубрикация разделов научных знаний и проблем, связанных с развитием уфологии. Предлагаемая вниманию читателей работа является попыткой свести в систему ту сумму проблем, которая, по нашему мнению, все активнее проявляет свою неразрывную связь с уфологией. Заведомо принимая все критические замечания, авторы работы надеются, что ее появление воодушевит научную общественность по-новому осмыслить уфологическую проблематику, а также предложить свои дополнения и изменения, которые сделают ее полнее и глубже. Мы надеемся, что обобщенный в дальнейшем материал послужит базовой основой, которая позволит, во-первых, рассматривать уфологию как предмет изучения в системе наук, и, во-вторых, позволит исследователям иметь интегральное представление о совокупности проблем, имеющих свои пересечения в уфологии.
В 1997 году, когда на экраны вышел фильм Роланда Эммериха «День независимости», телекомпания «CNN» и журнал «Time» провели опрос. Он показал, что 75% американцев верят: 50 лет назад около Розуэлла в штате Нью-Мексико разбился самый настоящий НЛО, а власти скрывают это от народа. Слышали же об этом вообще все американцы, даже столетние старики, живущие в глуши подальше от надоедливой рекламы.
Фильмы о Розуэлле не сходили с экрана телевизора во всех странах мира, не говоря уже об Америке. За последние годы почти все фильмы «о пришельцах», будь то художественные или документальные, не обходятся без упоминания о «маленьких серых человечках», погибших в 1947 году. Вспомните хотя бы нашумевшие сериалы «Темные небеса»,«Секретные материалы», блестящий мини-сериал Стивена Спилберга «Похищенные» и другие, менее известные фильмы.