Когда сюжеты увидел весь мир, разговор о подлинности ленты вышел из стадии беспредметных толков.
1. Оригинал ленты. Уфологи видели только свернутую пленку в коробках, а не развернутую ленту, где было бы изображение вскрытия. Сантилли передал на анализ несколько кусочков пленки, но все они оказались ракордами, то есть фрагментами без изображения, которые можно вырезать из любой старой киноленты.
Так как фильм якобы был снят на пленке фирмы «Кодак», представители фирмы сказали, что готовы бесплатно провести проверку. Специалист «Кодака» Тони Амато ждал несколько месяцев, но Сантилли не сдержал обещания прислать кусочек. Амато был готов работать даже с двумя кинокадрами, причем ущерб от взятия проб был бы минимальным: небольшой прокол в каждом кадре. Это повреждение совсем незаметно, особенно если сравнить его с возросшей ценностью кинопленки после подтверждения ее подлинности. «Кодак» никогда не разглашает химического состава своей пленки, и любые экспертизы, которые проводились бы в лабораториях других фирм, не имеют никакой ценности.
Небольшой кусочек пленки получил и эксперт в области фотографии Боб Шелл. Сначала он предположил, что эти кадры могли показывать открытую дверь помещения, где происходило вскрытие, и часть стола. Однако при детальном исследовании было выяснено, что стол вовсе не такой, как в фильме. Кроме того, пленка, полученная им, была не оригиналом, а копией, сделанной на кинокопировальном оборудовании не ранее 1960 года!
2. Особенности монтажа. Кэл Корфф, просмотрев по просьбе Роберта Кивиэта из телекомпании « Fox TV» видеокопию, присланную Сантилли, увидел при покадровом просмотре нечто весьма примечательное. Если, как говорил Сантилли, кинооператор использовал пружинную камеру « Bell and Howell Filmo 70», то в местах, где завод пружины кончался и начинался следующий эпизод съемок, два-три кадра должны быть переэкспонированы. В таком месте при просмотре, особенно покадровом, видна белая вспышка. На пленке Сантилли вспышек в местах, где эпизод сменял другой, не было! Это значит, что- либо пленка снималась более современной камерой, либо она сразу снята видеокамерой. Кэл Корфф обнаружил на ней 22 других места, где был очевиден монтаж: над пленкой кто-то здорово поработал. Позднее, когда фильм разошелся на кассетах, Рэй Сантилли добавил в него белые вспышки. Корфф, просмотрев кассету, сразу увидел, что вспышки туда вмонтированы цифровым способом, а не вставлены из настоящей ленты!
Пленка 50-летней давности где-то могла осыпаться, склеиться, потрескаться. На ней могли появиться царапины, неравномерная зернистость и другие дефекты. Но удивительное дело: на видеокопии нет никаких признаков дефектов. Наш глаз радует чистенькая видеозапись, ровное освещение. Вообще нет никаких признаков того, что она скопирована со старой, дефектной киноленты.
3. Канистры из-под пленки. Сантилли показывал их по телевидению и, видимо, напрасно. На них стоят печати Министерства обороны, якобы поставленные в июне и июле 1947 года, но после проверки оказалось, что дизайн печати был одобрен Гарри Трумэном 8 октября 1947 года! На одной канистре написано « Reel № 52; Truman; 65 Filter 2/3 stop; Force X 2 stop - Possible» («Ролик №52; Трумэн; Фильтр 85 2/3 стоп; Светосилах 2 стоп — Возможно»). Однако «фильтр 85» применялся только для цветных пленок, хотя все части ленты Сантилли черно-белые. Надписи на наклейках сделаны явно не американцем, в чисто европейском стиле.
На канистрах написано, что в них была панхроматическая пленка « Super-ХХ» фирмы «Кодак». При ее использовании в камере « Bell and Howell Filmo 70» должна была получиться отличная картинка даже при посредственном освещении. С подобной пленкой и камерой при должной установке фокусного расстояния и апертуры все на расстоянии от 1,5 фута до бесконечности должно быть в фокусе без дополнительной настройки. Тем не менее, в спорном фильме все мутно и расплывчато. Скорее всего, его нарочно затуманили, чтобы нельзя было различить мелкие подробности.
4. Особенности съемки. Военные кинооператоры, подчеркивают, что фильм снят крайне непрофессионально. В 1947 году в армии использовались три типа кинопленки: цветная 16 мм, черно-белая 16 мм и черно-белая 35мм. Для съемки особо важных проектов (а вскрытие гуманоида явно относилось к таковым) и всех без исключения медицинских работ всегда использовалась цветная 16-мм кинопленка. Особо важные съемки медицинского характера велись двумя кинокамерами со строго фиксированных позиций: одна крепилась к потолку, объективом вниз, а другая устанавливалась на треножнике близ операционного или прозекторского стола. По правилам, такие кадры обязательно должны были дублироваться фотосъемкой, но в фильме нет ни малейшего признака присутствия фотографа. Что касается техники съемки, то она и близко не приближается к высоким стандартам работы военного кинооператора. Зато оператор, должно быть, обладает способностью угадывать мысли: он всегда наводит камеру на нужное место за секунду до того, как там начнет происходить что-то интересное. Когда «патологоанатом» проводит разрез от горла к животу, камера не следует за скальпелем, а, наобо¬рот, задерживается на шее, пока на месте разреза не начинает проступать кровь.
5. Обстановка съемки. Хотя оператор расхаживал вокруг стола и снимал со всех сторон, зрителям видно лишь две стены. Если бы комната была настоящая, а не декорация, естественно можно было бы заснять как минимум три стены, помимо которых угадывалась бы и четвертая.
Джон Инглиш, бывший директор Международного Аэрокосмического Зала славы в Центре истории авиации и воздухоплавания, увидел в фильме еще одну нестыковку:
«В то время, когда я был директором, исследования и анализ фотографий были для меня обычной работой. Я рассмотрел убранство комнаты, показанной в фильме о “вскрытии инопланетянина”. Хотя этот фильм был изучен до мельчайших подробностей, исследователи упустили из виду и не проанализировали один предмет — знак опасности на стене слева от телефона.
В начале 80-х я отвечал за замену знаков и табличек, в том числе и предупреждающих об опасности, на большом индустриальном предприятии Южной Калифорнии. Их меняли на более современные, соответствующие требованиям OSHA (Администрации по обеспечению профессиональной безопасности и здоровья трудящихся).
Когда я впервые увидел “вскрытие”, то почувствовал, что знак опасности выглядит слишком знакомым, и решил изучить дизайн и графический формат знака. Мне пришлось провести архивный поиск в архивах OSHA и Американского национального института стандартов ( ANSI). Результаты были весьма интересными и подтвердили то, что я с самого начала подозревал.
Дизайн и формат знака, увиденного в фильме, был принят ANSI в 1967 году (индекс ANSI Z53.1-1967) и одобрен для применения OSHA в 1973 году. Все, что я могу сказать, — то, что знак, дизайн которого был разработан в 1967 году, выглядит крайне неправдоподобно в фильме, снятом якобы в 40-х годах».
Много разговоров было вокруг витого шнура у телефона, висящего на стене в комнате, где проводилось вскрытие. Это телефон фирмы «АТ&Т» (тип 350), который в 1946 году только начал выпускаться. Он изначально не комплектовался витым шнуром, но шнур можно было заказать отдельно у фирмы « Koiled Kords». Однако, если присмотреться, видно, что шнур перекручен и с кольцами разного диаметра. Чтобы довести его до такого состояния, нужно использовать телефон не один год подряд. Скорее всего, кто-то позаимствовал для создания антуража старый телефон с ветхим шнуром, не подумав, как он будет выглядеть на стене.
В сюжете со вскрытием видно, что шестипалые руки пришельцев почти равны по размерам рукам «патологоанатомов». Однако в сюжете с «обломками» заметно, что отпечатки на панелях раза в полтора больше, чем руки у держащего их «военного». Про подозрительную надпись « VIDEO TV» на двутавровой балке я уже упоминал.
6. Одежда и действия «патологоанатомов». В фильме видно, что к их защитным костюмам не подходят воздуховодные трубки, и сзади не висят баллоны. Значит, они не герметичные, потому что иначе «патологоанатомы» сначала перестали бы видеть в запотевшие окошки, а потом просто задохнулись. Они не защищают ни от вони, ни от микробов. Скорее всего, костюмы надели только для того, чтобы никто не увидел лиц «патологоанатомов» и не смог их опознать после просмотра фильма.
Вообще странно, что такую уникальную операцию проводят всего два человека. Ведь это вскрытие не какого-нибудь солдата, а пришельца. Каждую систему органов и тканей должен был бы извлекать или ассистировать при этом узкий специалист: в глаза должен лезть офтальмолог, в мозг — нейрохирург и так далее. В фильме же орудует один «универсальный» специалист, которого впору назвать просто мясником. Вместо того, чтобы в течение многих дней осторожно «разбирать» тело, производить тонкий микроскопический, гистологический и биохимический анализ, он «закругляется» за 2,5 часа (это видно по часам на стене).
Хирург Джозеф Бауэр обратил внимание, что хирургические ножницы никогда не держат указательным и большим пальцами, как это делает «патологоанатом» в фильме. Профессиональные патологоанатомы держат инструмент большим и безымянным (или средним) пальцами, используя указательный палец для стабилизации и направления. По его мнению, работа «патологоанатомов» недопустимо небрежная и топорная даже для рутинного вскрытия земного покойника. Поспешные и неаккуратные разрезы тела и головы, явное отсутствие интереса к вынутым органам (никаких попыток измерить, взвесить или вскрыть их) показывают, что мы видим спектакль, «придуманный плохо оплачиваемыми и неинформированными дилетантами».
Того же мнения придерживается и патологоанатом Эд Усман из Ричмонда: он написал, что «прозекторы держали ножницы, как портные, а не как патологоанатомы или хирурги». Вообще фильму не хватает «технического правдоподобия»: например, при обычном вскрытии под спину покойнику подкладывается специальный блок, здесь же мы его не видим.
7. Тело «пришельца». Уфологов удивило, что у существа, которое мы видим в фильме, по шесть пальцев на руках и на ногах: это не соответствует ни рассказам из коллекции Стрингфилда, ни рассказам людей, видевших пришельцев, ни рассказам «очевидцев» крушения НЛО под Розуэллом. Обычно везде фигурируют руки с четырьмя пальцами.
Патологоанатомов удивило, что внутри существа, похожего на человека, творится черт знает что. Эд Усман считает: «Самым неправдоподобным было то, что у “пришельца” во внутренних полостях находились какие-то аморфные куски ткани. Я не могу себе представить, что пришелец, у которого внешние органы так похожи на наши, не имел каких-либо соответствующим образом развитых органов внутри». Доктора Л. Л. Колесников и А. Г. Цыбулькин из Москвы, просмотрев видеофильм по просьбе Б. А. Шуринова, заметили, что «удаляемые из полости туловища органы не похожи на органы человека до такой степени, что ни одно извлекаемое образование не напоминает их».
Специалисты по спецэффектам утверждают, что существо из фильма Сантилли — это манекен, сделанный с помощью современных технологий. Они не только приводят подробную методику изготовления манекена такого типа, но и обращают внимание на признаки, позволяющие опознать не очень качественную подделку.
Самым дешевым способом создания манекена является оттиск с тела человека нужного роста, который после этого видоизменяется, чтобы придать отливке нужные «инопланетные» черты. Это легче и проще, чем создавать манекен с нуля. Оттиск в таких случаях делается со стоящего человека. Из-за этого жировые ткани отвисают по направлению к полу, а мускулы напряжены. Положив «инопланетянина» на тележку, создатели фильма сразу выдали, что это фальшивка: жировые отложения на бедрах у существа смещены не вниз, как можно ожидать у лежащего мертвого тела, а к ногам! Разрез на коже ведет себя не по-человечески: кожа не расходится в стороны, как это можно видеть во время обычных вскрытий. В сцене «извлечения мозга» голова качнулась взад и вперед, доказывая, что это манекен из резины и латекса, а не живая плоть.
«Уфологи» неоднократно заявляли, что кинематографисты не могут воссоздать фильм Рэя Сантилли. Это, мягко говоря, не так. Специалисты по спецэффектам не раз снимали вскрытия «инопланетян» как для кино и телевидения, так и в ответ на вызов, брошенный неизвестным создателем нашумевшей подделки.
Один из моментов, доказывающих, что «существо» — манекен из резины и латекса.
13 сентября 1995 года, всего лишь через две недели после того, как фильм Сантилли был впервые показан по телевидению каналом « Fox TV», аргентинский «9-й канал» показал точную его копию, выполненную компанией « Memoria». Компания не только создала точно так же выглядящего «пришельца», но и отсняла несколько минут его вскрытия в комнате, похожей на комнату в фильме Сантилли, включая даже часы, телефон на стене и стеклянное окно для наблюдения, ведущее в соседнюю комнату. Двое «патологоанатомов» были одеты в такие же белые костюмы. Примерно через три минуты «вскрытия» в комнату входит ведущий программы, черно-белое изображение становится цветным, «патологоанатомы» снимают свои балахоны и признаются, что это была инсценировка.
Практически точную копию «вскрытия» изготовила компания братьев Эрика и Карла Госселинов « Twins F/ X Group» из Квебека, Канада. Бюджет фильма составил всего 2000 долларов!
Известно еще как минимум 13 «вскрытий», причем некоторые из них впечатляют намного сильнее, чем пленки Сантилли. Я даже видел в одном фантастическом фильме черно-белый эпизод, явно сделанный в подражание Сантилли, где «военные хирурги» вскрывают заживо беременную инопланетянку!
«Михаил Герштейн. НЛО В СЕКРЕТНЫХ АРХИВАХ ФБР. ВСЯ ПРАВДА О ПРИЩЕЛЬЦАХ В РОЗУЭЛЛЕ »: Москва/Санкт-Петербург, 2007
ОБ АВТОРЕ
Герштейн Михаил Борисович родился в 1972 году в городе Ленинграде. С 1988 года его статьи и заметки неоднократно публиковались в городской и центральной печати (»ТехникаМолодежи», «НЛО», «Чудеса и приключения» и др.) С 1993 по март 2000 года работал УФО-экспертом и корреспондентом петербургской газеты «Аномалия». Автор документальной книги о феномене НЛО «Заблудившиеся во времени» (М., «Современник», 1999).
В настоящее время Михаил Герштейн является главным редактором электронного бюллетеня Международного центра уфологических исследований «UFO Навигатор».
[Аннотация к книге]
Что на самом деле произошло летом 1947 года в Штате Нью-Мексико: крушение НЛО или нечто иное? Существовала ли сверхсекретная группа по изучению НЛО "Маджестик-12"? Знаменитый кинофильм "Вскрытие пришельца" - подделка или реальность? Ответы на эти и другие вопросы были найдены в секретных досье американских военных и ФБР, но правду о событиях тех лет продолжают скрывать от народа. Сенсационные разоблачения и шокирующие факты, игры разведок и проделки мистификаторов - все это сощлось воедино в грандиозной истории, правда о которой впервые прозвучит на русском языке.